6. О передаче духовных даров старца послушнику
Приступая к рассмотрению учения старца Порфирия Кавсокаливийского, профессор А. И. Осипов останавливает внимание читателя на сверхъестественном событии, происшедшем в его юности. Этим событием является глубоко личное переживание старцем, тогда ещё юным послушником на Святой Горе Афон, таинства передачи духовных даров старца Димаса ему. Профессор Осипов с присущим ему рационализмом и полным недоверием законам духовной благодатной жизни при полном доверии Богу и Его промыслу, сразу же его причисляет к категории странных, которых якобы не было в жизни святых. Более того А. И. Осипов проводит аналогию этого мистического действия благодати с явлениями передачи оккультных способностей учителя ученику в т.н. естественных религиях.1
Мы можем ответить на эти возражения А. И. Осипова следующим образом:
-
Дьявол по мысли блж. Августина является обезьяной Бога, он многое копирует из законов и явлений духовной благодатной жизни.2
-
Основой подвижничества и духовного возрастания является послушание старцу, которое соблюдал и свято следовал правилу послушания и сам старец Порфирий.
-
Послушание является тем фундаментом духовной жизни, которое приводит подвижника в состояние смиренномудрия и бесстрастия.
-
В свою очередь существует вполне объективный закон жизни согласно которому ученик перенимает способности и таланты учителя.
-
В духовной жизни при тесном общении со Старцем ученик наследует опыт Старца. Характерным примером преемства в старчестве является плеяда оптинских старцев.
-
Полученное послушником смиренномудрие, простота и чистота являются благоприятной почвой для обильного вселения даров благодати и действия Святого Духа.
1 с. 6
2 Об этом же упоминает и свщмч. Иустин Философ, описывая как демоны в предведении прихода Христа, создавали целые церемониалы в подражание Крещению и т.д.