Комментарий на критику современных афонских старцев в книге «Носители духа св. Игнатия»
2. Святитель Феофан Затворник о важности духовного окормления для спасения души
Обратимся к некоторым высказываниям одного из величайших российских святых последнего времени свт. Феофана Затворника. Глубина его богословских познаний, личный аскетический подвиг придают его словам характер непререкаемого свидетельства о пути ко спасению, достижения христианского совершенства.
Отношения священника и паствы вытекают из тех обязанностей, которые возлагаются на них самой Церковью. На пастырей возложена обязанность ревностного попечения о спасении человеческих душ. Для этого пастырь должен являть вместе с разумным и деятельным попечением о спасении душ и стремление к собственной добродетельной жизни.
«Исходя с таким духом, он должен являть лице свое украшенным всеми добродетелями, как представитель Царства Христова духовного и как образец для паствы, особенно теми добродетелями, кои всегда должны сопровождать истинную ревность и имеют непрестанное почти упражнение в его трудах». Какие в частности добродетели должны быть присущи пастырю? Святитель Феофан называет следующие: попечительность отеческая, внимательная и болезненная, степенность, чистота, трезвость, осмотрительность, благодушие, мужество, сострадание, снисходительность, бескорыстие».1
Святитель Феофан подчёркивает, что пастырю в связи с его апостольским служением вверено «дело учить – настоять благовременно и безвременно, но и не учить только, но и руководить в жизни по учению».2 Для того чтобы правильно и успешно осуществлять своё служение священник должен, подчёркивает Святитель, «знать и всё более познавать таинства веры и жизни христианской и учиться вводить в них души». При правильном отношении паствы к пастырю и пастыря к пасомым должен, как пишет свт. Феофан, установиться сердечный союз. Сей сердечный союз – условие всякого успеха и везде, тем больше в делах духовных.3
Далее для большей наглядности процитируем полностью текст свт. Феофана касательно обязанностей пасомых.
«Соответственно такому духу и такому попечению пастырей, и пасомые должны быть не неподвижными в деле спасения, но, предавая себя образованию пастырей, как готовый материал, и сами должны всемерно порываться на сие дело, содействовать им в сем и облегчать труды их. Отсюда – пастырей, ревнующих об их спасении, принять должны, как посланников Божиих, как Самого Бога, через них приближающегося…Если на пастырях раздаяние сокровищ Церкви, пусть обращаются со всеми нуждами духовными прямо к ним, а не куда либо в другое место, и именно, каждый пусть спешит к своему единому пастырю, и при сем, когда он учит, внимать, когда руководит, покорствовать, также просить освящения таинствами и ограждения своего церковною молитвою».
Если мы обратим наше внимание на приведённые слова Святителя, а также на последующие его слова, то заметим, что он говорит исходя из той более церковной обстановки, которая была принята в Русской Церкви ещё до Революции. Приходская жизнь во многих городах была такова, что в каждом приходе была своя постоянная община, которая с доверием и любовью относилась к своему пастырю.
Поэтому свт. Феофан останавливается не на частностях и исключениях, которые больше присущи уже нашему времени, а на общих принципах правильного устроения церковной жизни.
Завершая описание требуемых Церковью отношений между паствой и пастырем, святитель Феофан пишет: «Пастырю нужно знать пасомых: пусть открываются ему искренно, без опасений и подозрений; нужно иметь вес: пусть позаботятся не отнять у души своей уважения к нему, снисходя и изглаждая из мысли все несовершенства и недостатки и всемерно стараясь словом и делом защищать его честь от клеветы, хулы и осуждений».4
Последние слова Святителя приобретают для нашего времени особую ценность, поскольку в наше время панибратское и дерзкое отношение мирских людей в отношении духовенства становиться слишком распространённым. И настойчивость проф. А. И. Осипова в том, чтобы всячески навязать современному человеку, студенту духовных школ, мысль об обязательности непослушания пастырям, неуважительного отношения к их служению, в корне противоречит всем назиданиям свт. Феофана, и самому устроению Церкви с апостольских времён.
1 Творения иже во святых святителя Феофана Затворника. Начертание христианского нравоучения. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 1994, с. 507
2 Там же, с. 508
3 Там же, с. 508
4 Там же, с. 510