Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 



Прп. Иустин Попович


 

Тайна честного Креста



Το Μυστήριο του Σταυρού…

 

 

Святой Златоуст благовествует: «Если кто-либо спросит меня, что дивного сотворил Христос, то я опущу небо, землю, море, воскресение многих мертвецов и прочие сотворенные Им чудеса... и укажу только на Крест, который — славнее прочего»1. А святой Дамаскин, как бы дополняя сие благовестие, говорит: «Всякое деяние и чудо Христово превелико, и Божественно, и удивительно, но удивительнее всего — Его честный Крест»2.

Новый Завет — весь в священной и неизреченной тайне Христова Креста. Все новозаветные истины и все новозаветные блага коренятся в тайне Креста Богочеловека, почерпая из нее свою спасительную и животворную силу и свою Божественную таинственность. Очевидно одно: всеспасительная сила Христова Креста простирается вслед за человеком во всех его безднах, и страстях, и пороках, и грехах, и немощах; она охватывает его всего, всего спасая, искупая, очищая, освящая, обогочеловечивая, облекая во Христа.

Своим богоочищенным, богоосвященным и богопросвещенным умом всецело погруженный в неисследимые глубины Богочеловеческой тайны спасения Mipa, святой Василий Великий благовествует: «Крестом совершено Христово домостроительство спасения»3. А умудренный Христом святой Григорий Палама, сводя все апостольско-святоотеческие благовестия в единую всеобъемлющую благую весть, благовествует: «В Кресте Господнем явлено всё домостроительство спасения (πᾶσαν τὴν οἰκονομίαν), совершенное во время пребывания Господня на земле, и вся тайна этого домостроительства содержится в нем»4. Отсюда и святоотеческое богомудрое благовестие: Крест — основание Церкви, утверждение вселенной... Крест — сила немощных, врач недужных. Крест — очищение прокаженных, восстановление сил в расслабленных. Крест — хлеб алчущих, источник жаждущим. «Христос весь был на Кресте и в то же время весь пребывал во всем»5. — Премудрый философ Святого Духа, преподобный Иоанн Дамаскин, благовествует: «Крест Христов облек нас в ипостасную Божию Премудрость и Силу (τὴν ἐνυπόστατον τοῦ Θεοῦ σοφίαν καὶ δύναμιν6. Святой Златоустый благовестник благовествует: «Чего только не сделал Крест? Он преподал учение о бессмертии души, о воскресении тел, о презрении земных благ, о жажде блага грядущего; людей сделал он ангелами; благодаря ему все и всюду стали философами (любомудрами) и способными ко всякой добродетели»7. «Крест основал Церковь. Крест — утверждение добродетелям. Крест отверз рай»8.

Потому как досточудный Спаситель всю Свою спасительную и животворящую силу сосредоточил в Кресте и внес в него всю Свою Личность, Крест стал знамением Сына Человеческого (Мф. 24, 30; ср.: Откр. 1, 7) и на земле, и на небе — знамением, по которому распознают Его все земные и небесные существа. Так как Владыка Христос со всеми Своими бесконечными Божественными силами, и истинами, и тайнами — весь в Своем Кресте, то Его Честный Крест соделался неодолимым победителем во всех Mipax, всепобеждающим спасителем от всех грехов, от всякой смерти, от всех бесов. В Кресте — «неизреченное смотрение»9, несказанное домостроительство спасения, поэтому тайна Креста непостижима: «непостижимое распятия таинство (τὸ ἀκατάληπτον τὸ τῆς σταυρώσεως μυστήριον10.

По причине непостижимой и всеспасительной таинственности честного креста все богослужения Страстной седмицы, особенно в Великий Четверг и Пятницу, исполнены молитвенным трепетом и благодарением распятому Богочеловеку, Спасителю. Трепет и благодарение проникнуты восхищением, которое каждую молитву завершает рыдающим «Непостижиме Господи!»11. — Да, воистину непостижимо уму, воистину неисследимо то, что Богочеловек страданиями и Крестом спасает Mip и смертью низлагает грех, смерть и диавола. Да, непостижимо и неисследимо, но истинно и действительно: истинно самой убедительной истинностью и действительно самой неуклонной действительностью, ибо Богочеловеческая реальность и истинность безмерно превосходят человеческий ум и логику. Налицо несказанная тайна спасения человеческого рода Трисвятым Божеством. Крест — составная часть этой пресвятой тайны спасения. Она коренится в Трисолнечном Боге, через воплощенное Слово простираясь на всю тварь. Всё это погружено в сладчайшей тайне Богочеловеческой Личности.

Все Богочеловеческие силы Честного Креста, вся всеспасительность Креста, вся все-необходимость Креста, вся чудодейственность Креста, вся всепобедность Креста по-апостольски богодухновенно и по-святоотечески богомудро запечатлены в молитвенном богословии Церкви. В этом красноречиво убеждает нас даже мимолетный взгляд на этот изумительный и великолепный рай церковного богомудрия, рай бессмертной благоуханной богочеловечности.

Своим Честным Крестом Владыка Христос посрамил диавола и Своим Воскресением притупил жало греха — и спас нас от смерти12. Спаситель крестом пленил ад, попрал смерть, просветил мip13. «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость»14. Своим Крестом Господь отверз рай разбойнику15. «Крестом... идольская прелесть вся упразднися, и демонская крепость попрася»16. «Место лобное рай бысть, точию бо водрузися древо крестное, абие израсти Грозд животный» — Спасителя Христа. «Распеншагося Спаса и Избавителя нашего волею, якоже весть, и якоже благоизволи, воспоим вернии, и прославим: яко пригвозди на Кресте грехи человеков: избавляя от прелести род человеческий, и Царствию сподобил есть»17. «Распятие претерпевый Своею волею, и от истления человеки свободив, Спасе, воспеваем вернии, и покланяемся Ти, яко просветил еси нас силою крестною; и страхом славим Тя, Человеколюбче щедрый, яко Жизнодавца и Господа»18. — «Уставила еси смертное устремление, рождшая животом и смертию Обладающаго, Всенепорочная; Того убо моли, умерщвляющая прегрешения, душу мою уставити и спасти мя»19.

Мы молимся распятому Господу: «Крест Твой, Христе, аще и древо видимо есть существом, но Божественною одеяно есть силою; и чувственно мiрови являяся, мысленно наше чудотворит спасение. Емуже покланяющеся, славим Тя, Спасе, помилуй нас»20. «Воздвиглся еси на Крест, и низпадеся враг; и падшии воздвигохомся, и райстии жители, Христе, быхом, державу славяще Царствия Твоего»21. «Силою Креста Твоего, Христе, утверди мое помышление, во еже пети и славити спасительное Твое вознесение (в сербск. "распятие". — Примеч. пер.)»22. «Крест Твой, Господи, жизнь и воскресение людем Твоим есть, и надеющеся нань, Тебе воскресшаго Бога нашего поем: помилуй нас»23. «Крест Твой, Господи, рай отверзе роду человеческому, и от истления избавльшеся, Тебе распеншагося плотию Бога нашего поем: помилуй нас»24. «Иже Крестом ограждаеми, врагу противляемся, не боящеся того коварства ни лаяния: яко бо гордый упразднися, и попран бысть на Древе силою распятого Христа»25. Своим Крестом Господь разрушил смерть и отверз разбойнику рай26. Крестом низойдя в ад, Господь меня совоскресил27. «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его: яко мертвыя возставляет, и смерть упраздни. Сего ради покланяемся погребению Твоему и востанию»28. «Господи... воскресл еси и подал еси нетление душам нашим»29. «Пострадал еси Крестом, Безстрастный Божеством, погребение приял еси тридневное, да нас свободиши от работы вражия, и обезсмертив оживотвориши нас, Христе Боже, Воскресением Твоим, Человеколюбче»30. «Вознесыйся на Крест, Христе Боже, и спасл еси человеческий род»31. Христос крестом спасает мip как Бог32. «Крестом Твоим, Спасе, рай отверзеся, и осужденный человек паки вниде в онь, Твою величая благостыню»33. «Крестом Твоим, Христе, едино стадо бысть Ангел и человек, и едина Церковь — καὶ μία Ἐκκλησία, небо и земля веселится, Господи, слава Тебе»34.

С особым боговдохновением Крест прославляется и возвеличивается в богослужениях в праздник Воздвижения Честного Креста, с 13 по 21 сентября. Молитвенная мысль Церкви богоречиво сказует Богочеловеческие истины о Кресте. Первая ясная истина сего праздника гласит: Крест есть «благочестия непобедимая победа», препобеждающая всех бесов, все искушения, все грехи, всё зло, всякую смерть. Крест — «дверь райская». Крестом «тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и ' вознесохомся от земли к небесным». Крест — наставник слепых, врач немощных, воскресение всех умерших; крестом процвело бессмертие. Крестом совершается спасение и обожение: сущие на земли крестом обожились, диавол был до конца сокрушен35. Своей благодатью крест освящает его лобызающих, ибо он есть источник святости и причина обожения всех36. Крестом наш ум просвещается; обнимая преславный Господень Крест, мы просвещаемся и отгоняем страсти. Крестом Христос пронзил диавола в самое сердце и всех освободил от адских уз37. Крест Господень солнцезрачен: когда мы лобызаем его с верой, то наши души просвещаются38. Крест — источник бессмертия, избавление всего мipa39. Во многих молитвах мы обращаемся ко Кресту, как к живому существу, как к своего рода живому лицу. Так, мы молимся: «Кресте Пречестный... тя сердцы и устнами вернии лобызающе, священие почерпаем»40, здравие и вечное спасение.

Молитвенная мысль Церкви в день Воздвижения Честного Креста Господня своей Богочеловеческой всеистинностью громогласно проносится из Церкви по небу и земле: на Кресте Господь убил нас убившего, оживил умерщвленных, украсил их и по Своему милосердию сподобил их жительства на небесах. Крест — похвала верных, утверждение страдальцев, спаситель всех преподобных41. Ныне, в день Воздвижения Честного Креста, крест воздвизается и демоны убегают; ныне вся тварь освободилась от тли, ибо благодаря кресту воссияли для нас все дарования42. Крест — «сила и ограждение Церкви»43. Отсюда наше молитвенное возлетание к небу и в поднебесье: «Кресте Христов, христиан упование, заблуждших наставниче, обуреваемых пристанище, в бранех победа, вселенныя утверждение, недужных врачу, мертвых воскресение, помилуй нас»44.

Знамение Сына Человеческого* (Мф. 24, 30) = Знамение Богочеловека Христа = Знамение Православной Церкви — Крест; он изображается на всём свойственном Богочеловеку, и его всепобеждающая сила изливается на всю видимую и невидимую тварь, оберегая ее от всего смертного, от всего злого и демонического и обогащая бессмертием, добродетелями, богочеловечностью. И мы радостно восклицаем: «Крест хранитель всея вселенныя, крест красота Церкви, крест царей держава, Крест верных утверждение, крест Ангелов слава и демонов язва»45.

Богочеловеческая истина и реальность — в следующем: Крестом была полностью истреблена («пожерта») смерть. Крест — это лестница, по которой мы восходим на небеса46. Крест — совершенное избавление падшего Адама47. Посреди земли Бог уготовал спасение: Крест и Воскресение. Крест — всеоружие благочестия. Крест — поборник праведных и спаситель преподобных48. Христос как Бог крестом спасает человеческий род. В кресте — воскресение Mipa, не имеющее конца. Крест Господень — это воскресение мертвых49. Крест воздвизается, и демоны прогоняются; разбойник отверзает врата Едема; смерть умерщвляется — и ныне она пуста50. — И тогда этот молитвенный вопль: «Умертвив страсти плоти и духа, потщимся крестом вознестись от земных в небесная, сораспявшись Владыке Христу!»51

Без сомнения, Крест и Воскресение составляют двуединую реальность, двуединую истину, двуединую силу совершённого Спасителем Богочеловеческого домостроительства спасения, Богочеловеческого домостроительства обожения. И посему, на воскресном всенощном бдении, перед святой Литургией, мы исповедуем и благодарим: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому Безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, все вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему мipy. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши».

Снова и снова: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

 

Источник: Собрание сочинений преподобного Иустина (Поповича) М. Паломник. 2007, т 4,стр. 339-344

 

 

1 Иоанн Златоуст свт толкование на пророка Исайю, гл. 28, ст. 16, творения свт. Иоанна Златоуста. СПб. 1900, т. 6, Кн. 1, с. 169

 

2 Ioan Damasc. De fide orth. IV, 11 P.G. t. 94. Col. 1128

 

3 Basil. Man. Enarr. In Is., c. 11, v. 12 P.G. t.30, col. 227B

 

4 Greg. Pal. Hom. 11 PG. t. 151, col. 144B

 

5 Ефрем Сирин , прп. Песнопения на Рождество Христово 3, Творения. М .,1849 ,ч. 3, с. 327

 

6 Ioan Damasc. De fide orth. IV, 11 P.G. t. 94. Col. 1129

 

7 Ioan. Chrysost. In Ep. 1 ad Cor.Hom. 4,3 PG. t. 61, col. 35

 

8 Idem. In Matth. Hom. 54, 5 PG. t. 8, col. 538

 

9 Лазарева Суббота, утреня, Ин канон, песнь 4

 

10 В Неделю 4-ю о Пасце, на Утрени, седален. Триодь Цветная

 

11 В Великий Пяток утра Стихиры самогласны Триодь Постная

 

12 В Субботу на велицей вечерни, Стихира на Господи воззвах. Глас 5. Октоих

 

13 Там же. Стихиры анатолиевы

 

14 Там же на Утрени. Стихира

 

15 В неделю утро. Стихиры на хвалитех. Глас 5. Октоих

 

16 Во вторник на повечерии Канон Пресвятой Богородице, седален. Глас 5. Октоих

 

17 Там же

 

18 Там же

 

19 Там же. Канон Пресвятой Богородице. Песнь 1

 

20 В четверток вечера. Стихиры на стиховне. Глас 5 .Октоих

 

21 В пяток утра, канон кресту. Песнь 1. Глас 5. Октоих

 

22 Там же . Ирмос, песнь 3

 

23 В неделю, на утрени. Стихиры на хвалитех. Глас 6. Октоих

 

24 Во вторник вечера. Стихиры на стиховне. Глас 6. Октоих

 

25 В среду, на утрени. Стихиры крестны, на стиховне. Глас 6. Октоих

 

26 Тропарь 7-го гласа. Октоих

 

27 В неделю на утрени. Канон крестовоскресен, песнь 3. Глас 8. Октоих

 

28 Там же, стихиры воскресны на хвалитех. Глас 8. Октоих

 

29 Там же

 

30 Там же. Стихиры восточны

 

31 Во вторник вечера. Стихиры крестны на стиховне. Глас 8. Октоих

 

32 В среду на утрени. Седальны крестны. Глас 8. Октоих

 

33 В пяток утра канон. Кресту песнь 4. Глас 8. Октоих

 

34 В пяток второй недели по Пасце на утрени .Стихиры на хвалитех. Триодь цветная

 

35 Воздвижние Честнаго Креста, на велицей вечерни. Стихиры на стиховне. Миния 14 сентября

36 Предпразднество Воздвижения, утра. Канон предпразднства, песнь 1. Минея, 13 сентября.

37 Там же. Седален предпразднетва.

38 Там же. Канон предпраднества, песнь 4

39 Там же. Песнь 6-я

40 Воздвижние Честнаго Креста, на велицей вечерни. Стихиры на Господи воззвах. Миния, 14 сентября

41Там же

42Там же. Стихиры на литии

43 Воздвижение Честнаго Креста, утра. Канон Креста, песнь 3

44Там же. Стихира по 50-м псалме

45 Там же. Светилен

46 Там же. Стихиры на хвалитех

47 Там же. Стихиры самогласны Честнаго Креста

48 Воздвижние Честнаго Креста, на велицей вечерни. Стихиры на Господи воззвах. Миния, 14 сентября

49Там же Стихиры на стиховне на литии

50 Воздвижние Честнаго Креста, на малой вечерни Стихиры на Господи воззвах

51Служба святой великомученице Евфимии вечерня, стихиры на стиховне. Минея ,16 сентября

 



Подписка на новости

Последние обновления

События