Богословствовать о Боге можно не всякому, - да! Не всякому. Это приобретается не дешево и не пресмыкающимся по земле!... Любомудрствовать о Боге можно не всем, потому что способны к сему люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а, прежде всего, очистили, по крайней мере, очищают, и душу и тело.
Свт. Григорий Богослов. Слово 28, против евномиан и о богословии первое и предварительное.
Прежде чем прейти к анализу новой книги профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова, мы сочли необходимым привести небольшую цитату из слова святителя Григория Богослова. Святитель Константинопольский в них заранее предостерегает всякого не приступать к богословию прежде очищения души от порочных страстей. «Для нечистого же, - продолжает великий богослов Церкви, - может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу». К богословию можно приступать человеку только тогда, когда «бываемы свободны от внешней тины и мятежа, когда владычественное в нас не сливается с негодными и блуждающими помыслами». В противном случае, человек, не достигший еще желаемого очищения при вступлении в область богословствования неизбежно ошибается, дерзко входит за таинственную завесу. Это хорошо знали все Святые Отцы Церкви. Именно поэтому при созыве соборов для выяснения вероучительных вопросов, члены собора пребывали в воздержании поста, молитве и служении Божественной литургии, ища просвещения от Бога.
Научно-богословские конференции даже в Православной Церкви – явление сравнительно позднее. Но и такая форма изысканий может быть полезна, если задачи, которые ставит конференция, решаются путем благоговейного отношения к Священному Преданию, а не путем поиска компромиссов в области веры. Это необходимо для того, чтобы из-за пренебрежения к Преданию, по словам Cвт. Григория Богослова, «таинство веры не превращалось в ремесло».
Одна из самых принципиальных ошибок современных богословов, это уверенность в том, что в богословии не существует ни границ, ни принципов, ни критериев богословствования. Истины веры превращаются в предметы отвлеченного философствования. Один из величайших святых подвижников веры прп. Иоанн Лествичник, игумен Синайской горы, подчеркивает, что одной из главных причин падения человека является доверие собственному помыслу. К глубокому сожалению именно это доверие собственному помыслу является крайне распространенным явлением в среде современных богословов. Сегодня приходится наблюдать даже такое явление, как полное пренебрежение громадным опытом дореволюционного богословия, и в качестве предлога для игнорирования его выдвигается совершенно нелепое обвинение в схоластике. Однако именно все те же, но в ещё более грубой форме схоластическо-рационалистические вопросы ставятся рядом профессоров. Ошибочность такого подхода к догматам веры заключается в том, что догмат вовсе не является плодом, каких бы то ни было интеллектуальных исканий или результатом богословского размышления, но есть словесное выражение божественной «очевидности».1 Отец Софроний (Сахаров) также еще подчеркивает такой немаловажный аспект для постижения догматов, как «совлечение привычного образа мышления, свойственного человеческому разуму». И эта необходимость продиктована природой догмата и тем принципом «духовно-просвещенного мышления», которым были наделены от Бога Святые Отцы Церкви. Тенденция к самовыражению и обновлению богословия – это уже бесспорный и печальный факт нашего времени. В этом не только ошибка, но и беда, поскольку такой подход является разрушительным для самой Церкви. Совершенно не случайно из поля зрения современного богословия исчезают Святые Отцы Церкви, и они заменяются именами некоторых современных богословов, мнения которых подчас совершенно не отражают и не выражают учение Церкви, которое всегда базируется на святоотеческом наследии. Здесь будет уместно напомнить, что в Церкви никто не обладает правом на изменение веры, Священного Предания2. Любое ревизионерство должно расцениваться как коварное посягательство на Церковь. Это ревизионерство является плодом неправильной духовной жизни, отсутствием благоговейного страха Божия. Сюда же можно добавить и еще одно явление, которое также является следствием неправильной духовной жизни – крайняя поверхностность и демагогия. Последнее можно назвать еще в более мягкой форме как отсутствие богословской этики, культуры, мышления.
Как мы увидим ниже, проводя критический анализ высказываний и богословских тезисов профессора А. И. Осипова, все они построены на принципе ошибочном – доверии своему рассудку. А. И. Осипов выстраивая богословскую концепцию, подводит под нее некоторые цитаты из Священного Писания и святоотеческих творений. Однако при тщательном анализе цитат, оказывается, что фактически все они вырваны из контекста, либо строятся на единичном мнении какого-то Отца, подчас не являющимся для Церкви авторитетом в области догматики. Однако на этом не авторитетном для Церкви материале и личных мнениях выстраивается собственная схема рассуждений и философии. И эта схема совершенно неоправданно выдается за учение Церкви.
СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1Архимандрит Софроний (Сахаров). Единство Церкви по образу Святой Троицы. Рождение в царство непоколебимое. М. Паломник. 2000, с. 61
2Окружное послание Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (послание Восточных Патриархов) «У нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т. е. народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласную с верою отцев его…». Догматические послания православных иерархов. XVII-XIX вв. О православной вере. СТСЛ. 1995, с. 233