Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ

Το Γενέθλιον της Θεοτόκου

[8/21 сентября]

Константин Иконому, преподаватель

του Κωνσταντίνου Αθ. Οικονόμου, δασκάλου 

Ἀκολουθία εἰς τὴν Γέννησιν τῆς Θεοτόκου - Служба Рождеству Пресвятой Богородице, поет архимандрит Ἀρχιμανδρίτης π. Θεόκλητος Μαλεβίτης.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:

 

 Пресвятая Богородицы в Богослужении занимает центральное место. Церковный год ограничивается богородичными праздниками. Он начинается «Рождеством Пресвятой Богородицы», а завершается «Положением Честнаго Пояса Богородицы».

Сегодня мы праздничным рождение Приснодевы и Богородицы Марии, цветка «от корене Иессеова». Мы празднуем «всемирную радость рождества и входа всех праздников и вступление таинства Христа » (свт. Андрей Критский). Он является вершиной, завершением ветхозаветного педагогического приуготовления человечества для принятия воплощенного Спасителя Сына Божия и Бога Слова. Богородица является рубежом Ветхого и Нового Заветов. В Ветхом Завете она была предметом проповеди пророков, благоволением праведников, в то время как в Новом Завете Она становится сладостью ангелов, славой апостолов, дерзновением мучеников, питательницей преподобных, хвалой рода человеческого. Наша Пресвятая Богородица это «плод творений» согласно св. Николая Кавасиле, то есть такое знамение, к которому устремлено все тварное. Рождеством всенепорочной нашей Богодицы сегодня облагодетельствовано все творение. Наша Богородица была не просто лучшей женщиной на земле, но  была Той единственной, к которой смогло снизойти на землю. «Невместимый ни в чем же» вместится в девственную утробу Богородицы, дабы Его матерь Пресвятая Дева стала бы «вместилищем Невместимого». Сегодня разрешается бесплодие Анны и рождается «сокровище вселенныя», согласно высказыванию свт. Кирилла Александрийского. Подобного рода чудо Бог совершал много раз в Ветхом Завете: с Саррой, супругой Авраама, Ревеккой, супругой Исаака, Анной, матерью пророка Самуила, Елизаветой, матерью пророка и Предтечи Иоанна. Дети выше названных матерей, долголетнее бесплодие которых было чудесным образом разрешено, могли быть и добродетельными и святыми, но только Мария, чадо Анны и Иоакима, была «обрадованной» и стала,  непонятно для человека и ангелов, Матерью Бога.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

 Сведения о Рождении Богоматери мы имеем только из Протоевангелия Иакова, священного апокрифического текста, не принадлежащего к канону Священного Писания. Эти сведения ходили в церковной среде, и они были приняты всей полнотой верующих через богослужение.

Согласно этому повествования благочестивый и богатый Иоаким и его супруга, Анна, весьма скорбели, по причине бесплодия Анны, они не могли иметь дитя. Когда же Иоакиму было воспрещено в один из праздников принести первую жертву, он удалился в пустыню, где он в течение сорок дней постился и молился Богу, прося Его даровать дитя. Анна осталась дома, где в смирении, которое она восприяла и в скорби по причине своего бесплодия, постоянно молилась Господу и взывала о даровании ей дитя. Спустя несколько дней Анне явился Ангел Господень, который ей обещал, что вскоре ее желание. И она, преисполненная радости, дала обещание, что ожидаемое дитя она посвятит Богу. Другой Ангел явился Иоакиму в пустыни, обещав ему то же самое. Тогда Иоаким, преисполенный радости, возвратился в свой дом. Действительно, спустя девять месяцев, Анна родила девочку, которую нарекла Мариам, и ее растила с великим вниманием, хотя позднее она это дитя посвятила Богу.

 

ПРАЗДНИК: После III Вселенского Собора, было принято решение о праздновании всем Богородичных праздников в разное время. Посему ради этого появилось множество храмов посвященных Богородице. До того времени Богородица чествовалась только во время праздника Сретения Господня. Так в конце 5 столетия было установлено и 8 сентября для праздника Рождества Богородицы. Содержание праздника черпается из Первоевангелия и оно перешло в Синаксари. В западной церкви этот праздник проявился в 11 столетии.

 

СВЯТОООТЕЧЕСКОЕ СЛОВО:

Прп. Иоанн Дамаскин выявляет многочисленные прообразы Богоматери в Ветхом Завете. Так, Богородица является кивотом, который через рождение Господа, спасает мир, смягчая потоки греха. Богородица является горящим, но не обжигающим нетленным кустом. Великий отец Церкви даже говорит следующее:

«Тебя прообразовала купина, Тебя пророчески преднаписали богоначертанные дщицы, тебя предизображал ковчег закона и тебя явным образом преобразовала стамна, злато, светильник, трапеза, и жезл Ааарона, который пророс. Из тебя произошел огонь божества, посредник и Слово Отца, сладчайшая и небесная манна, неописанно имя и превысшее всех имен, вечный свет и неприступный, небесный хлеб жизни, плод невозделанный, но проросший из Тебя с человеческим телом. Разве не предзнаменовала Тебя печь, которая потушила огонь и одновременно была орошена росой, но и горела и была прообразом божественного огня, который в Тебя вселился?

 Но я немного позабыл лествицу Иакова. То есть что? Разве не очевидно  для всех, что она Тебя предъизобразила и была Твоим прообразом? Как Иаков увидел верх лествицы, которая соединила небо и землю и чтобы по ней восходили и нисходили Ангелы, так  и Ты соединила их, которые прежде были разделены, поскольку Ты стала срединой между Богом и людьми, и стала лествицей, дабы к нам снизошел Бог, который восприял нашу закваску, и соединил ее с Собой, и сделал так, чтобы человеческий ум взирал на Бога. Кому же мы отнесем проповедь Пророков? К Тебе, если захотим увидеть, что она истинна! Почему, словно волос Давидов упал на стадо его словно роса Сын Божий, который собезначален со Отцом? Разве не очевидно, что это Ты? Что это за Дева, о которой Исайя пророчески предсказывал, что она зачнет и родит Сына Божия, Который суть с нами? И что это да гора Даниила, от которой отсекся камень, угловой камень, Христос, дабы не подчиниться человеческому делу?  Если же явится божественнейший Иезекииль, то да увидим мы врата, которые были закрыты, и через которые прошел только господь, и они остались закрытыми. Итак, о тебе, провозвещают Пророки. Тебе служат ангелы и прислуживают Апостолы».

 

Тропарь праздника Рождества Богородицы:

Рождество твое Бородице Дево, радость возвести всей вселенней; из Тебе бо возсия солнце правды, Христос Бог наш, и разрешив клятву, даде благословение; и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

 

http://aktines.blogspot.ru/2012/09/8.html

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2017год



Подписка на новости

Последние обновления

События