Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.
05.05.2017
От редакции Православного Апологета: Мы полностью поддерживаем позицию о. Владимира Ваислика по вопросу о "включении в богослужебный месяцеслов соборной памяти отцев Поместного Собора Церкви Русския 1917-1918". Именно то, что Собор Всероссийской, подчеркнем, а не Русския, Церкви, таково было официальное наименование нашей поместной Церкви прежде, представлял собой совершенно неоднородное явление и по многим важным вопросам церковной жизни выносились на комиссиях решения откровенно обновленческого характера и подрывали Церковь изнутри, не только делает сомнительным принятие решение о праздновании Отцов этого Собора, но и такое празднование станет очередным ударом по церковному благочестию, издевательством над многострадальной Всероссийской Церковью. Мы выражаем категоричный протетс нашей Редакции против внесения в месяцеслов "соборного празднования Отцов Поместного Собора 1917-18гг".
4 мая на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан доклад митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, председателя Организационного комитета празднования 100-летия открытия Священного Собора Православной Российской Церкви и восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкв. Синод постановил включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.
Члены Священного Синода постановили просить Святейшего Патриарха, в случае канонизации в будущем тех или иных членов Поместного Собора, давать подобающие указания о дополнении списка уже прославленных Отцев Поместнаго Собора.
Постановление Синода прокомментировал в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик:
* * *
Конечно, необходимо почтить память новомучеников и исповедников российских, участвовавших в Поместном Соборе 1917–1918 гг. Однако сам Собор представлял собой достаточно сложное явление. В нем присутствовали разные элементы, в том числе революционные и радикальные, временами предлагавшие совершенно несусветные вещи, которые могли просто уничтожить Русскую Православную Церковь. Например, всерьёз предлагался женатый епископат, полная русификация и реформирование Богослужения. Выдвигались самые пылкие модернистские проекты, которые могли уничтожить нашу Церковь.
Что касается практики, то, насколько я помню, до сих пор в Русской Православной Церкви не провозглашалась память каких-либо церковных Соборов. В истории было много серьёзных Соборов, которые способствовали процветанию Церкви и проводились святыми мужами. Например, Собор 1274 года, который принял «Кормчую книгу» святого Саввы Сербского, Стоглавый Собор, или ряд важных соборов XVII века, которые оградили Церковь от латинства, протестантства и старообрядчества.
Что касается практики Вселенской Церкви, то прославлялись поместные Соборы, имеющие важное догматическое значение. Например, Собор 536 года, который ниспроверг ересь монофизитов. Но, честно говоря, я не помню, чтобы его членов соборно прославляли именно в лике святых. Это своего рода инновация, не имеющая аналогов. К чему она приведёт? Посмотрим. Если церковный народ примет её всем сердцем и будет почитать с такой же радостью и воодушевлением, как отцов Первого Вселенского Собора или Седьмого Вселенского Собора, то, значит, эта инициатива полезная и духовная. Ну, а если нет, то нет...
http://www.blagogon.ru/news/496/