Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

История института оглашения

The Catechumen Institute of the Ancient Church history

ἡστορία τῆς ἐγκαταστάσεως τῆς κατηχήσεως εἰς την Ἀρχέαν Εκκλησίαν

Возникшая в последнее время дискуссия вокруг вопроса о возможности сокращения ектении «об оглашенных» за Божественной литургией, заставило редакцию «Православного Апологета» заняться этим вопросом. Недавно нами уже была опубликована научно-исследовательская статья «Целесообразность или нецелесообразность сокращения ектении об оглашенных», в которой рассматривались исторические и канонические аспекты развития Божественной литургии, давалась обстоятельная оценка мистического содержания литургии. И в этом контексте была дана оценка рассматриваемого нами вопроса. Мы пришли к единодушному убеждению, что в наше время целесообразно поднять вопрос о восстановлении сакраментальной обстановки при совершении величайшего таинства Евхаристии, а не заниматься ревизией текста последования Божественной литургии. Вопрос о сокращении ектении «Об оглашенных» - это искусственное создание проблемы, которая в Церкви не стоит и не может стоять при современном положении.

Сегодня же мы предлагаем перевод статьи из Католической энциклопедии, посвященной институту оглашения в Церкви. Обстоятельность и научно-исследовательская глубина статьи дает нам прекрасную картину становления, развития института оглашения, и  на этом фоне аргументация сторонников ликвидации ектении «об оглашенных» видится несостоятельной и необъективной.

 

Катехумен-оглашаемый ("Catechumen) в ранней Церкви было именем обращенным к тому, кто еще не был посвящен в святые таинства, но с этой целью прошел курс подготовки. Это слово появляется в послании в Галатам 6:6 «Наставляемый словом (ho katechoumenos, is qui catechizatur), делись всяким добром с наставляющим (to katechounti, ei qui catechizat)». Другие части глагола κατηχέω появляются  в 1 посл. К Коринфянам 14:19, Лука 1:4, Деяния 18:24.

 

I.                    Так как принятие Христианства вовлекало веру в суть догматов и необходимости  соблюдения Божественного закона (научите, имейте учеников, делайте из них учителей; уча их соблюдать все, что я повелел вам». Матф. 28:20), понятно, что некоторые подготовительные наставления должны быть даны новообращенным. Во времена апостолов изменилось мнение относительно того, кто это были - евреи или язычники, и, естественно, наставление было простым по характеру и коротким по продолжительности. Когда, тем не менее, церкви начинали организовываться, наставление и испытание становилось дольше и более тщательным. Итак, как раньше в послании  к Галатам (?56-57?), мы встречаемся с упоминанием катехиста-наставника и оглашаемого-катехумена, но мы не можем сделать вывод из этого, что уже в те времена были в силе полные правила. Существовала опасность отступничества или даже предательства во время гонения, которое давало повод к особым предосторожностям по вступлению в Церковь. Чтобы отвести эту угрозу, требовалась аккуратная духовная (умственная) и моральная подготовка: духовная (умственная), чтобы защищаться от аргументов языческих философов; моральная, чтобы дать силу против мучений гонителей. Это «дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и очень испытываемого золота», о котором cв.Петр говорит (1 посл. Петра 1:7). Отсюда мы находим  у cв. Иустина Философа в его первой Апологии (c. lxi, P.G, VI, 420), ясную рекомендацию к двойной подготовке и также к более тщательным обрядам посвящения: «Тех, кто убеждены и верят в правду наших учений и речей, берут на себя обязательства жить соответствующим образом; их обучают, чтобы спрашивать, постясь, отпуская их грехи; мы также молимся и постимся вместе с ними. Затем им разрешено нами допускать до места, где есть вода, и они возрождаются духовно таким же образом», как и им и так далее. Ближе к концу 2 века мы находим оглашение во всех его основных частях. Тертуллиан упрекает еретиков в равнодушии к этому делу; между ними, он говорит «никто не знает, кто такой оглашенный (catechumen), а кто верующий, все одинаково подходят (к таинствам); все слышат те же рассуждения и все произносят те же молитвы».[1] «Оглашенный посвящались прежде чем им были даны наставления».[2] Немного позже мы читаем у Оригена, который управлял катехизической школой в Александрии.[3] Нет необходимости цитировать других авторитетов 3-4 веков; век, в который оглашение было в расцвете, во всей своей полноте. Во времена гонений была существенная необходимость в структурировании, и в степенях определенного порядка, которые были все более и более проработаны. Когда, тем не менее, христианство окончательно победила язычество, причины сохранения оглашения стали менее необходимыми. Большинство новообращенных происходило из христианских семей и, следовательно, воспитывалось в вере, и было вне опасности попадания под влияние язычества. Более того, с  развитием и возрастанием учения о благодати и первородном грехе практика раннего крещения стала правилом. Позднее обращение варваров устраняло возможность прохождения ими подготовительного периода. С этих пор оглашение постепенно вышло из употребления и просто оставило следы в существующих обрядах в крещении и вступления в Церковь. Еще, даже сейчас, неформальные виды старых правил, уставов следует соблюдать, исходя из возросшего количества новообращенных.

II.                Оглашенные были разделены на просто вопрошающих (audientes, akromeni) и на так называемых оглашенных, и на каждой из стадий была трехступенчатая подготовка: катехизическая, аскетическая, литургическая.

 

1)      Если язычник хотел стать христианином, ему предоставлялись несколько элементарных инструкций в основных доктринах и практиках Церкви (см. Христианскую доктрину). Он должен был показать своим поведением, что он серьезен в своем намерении. Далее он был только на уровне вопрошаемого, и еще не считался христианином. Ему было позволено присутствовать на первой части службы, но он сразу же покидал собрание после проповеди.

 

2)      Как только его наставники были удовлетворены его катехизацией, и оказывалось, что он подавал надежды для дальнейшего продвижения, то вопрошатель переводился в достоинство оглашенного. Теперь он назывался христианином, хотя он не выглядел, как «верующий». «Спроси человека: «ты христианин?», он ответит: «Нет», если он язычник или еврей. Но если он ответит «Да», спроси его снова: «Ты оглашенный или верующий». (блаж. Августин, трактат 44 на Евангелие от Иоанна). В ранние века церемонии по вступлению в оглашенные были довольно примитивными, но по прошествии времени они стали более тщательными. Сначала кандидатов просто помечали знаком с крестом на лбу, или на них налагались руки с соответствующими молитвами; а иногда использовались обе церемонии. Так, бл. Августин в своей модели наставления вопрошающему говорит: «Его следует спросить, верит ли он в то, что слышал, и готов ли соблюдать это. Если он отвечает положительно, его торжественно (официально) засвидетельствовать и обратить в соответствии традициям Церкви». Евсевий Кесарийский упоминает о возложении рук и молитвах. Между латинянами и особенно в Риме дыхание сопровождалось с формой экзорцизма и помещением в рот немного экзорцистой соли, и это применялось в добавлении к ознаменованию крестом и возложением рук. Другие обряды были открыванием ушей (Марк 7:34) и помазаньем.

Оглашенные во время присутствия на Службе не допускались с вопрошающими, но задерживались пока специальная молитва произносилась над ними. Они затем также уходили до того, как  для Верующих начиналась служба. Наставление, которое они получали, описана в статье Христианская Доктрина. Что касается  правил жизни, они должны были воздерживаться от всех неморальных и языческих практик и предоставить доказательство своей добродетели и плоды епитимьи, чтобы они смогли достойно начать немедленную подготовку для принятия крещения. Продолжительность этой стадии не была фиксированной. В общем, она продолжалась достаточно долго, чтобы испытать нрав новообращенных. Церковный Эльвирский Собор упоминает обычай этого совершения последние 2 года, и гражданский закон зафиксировал это на Соборе. Но причины, которые, в конечном счете, привели к отмене оглашения (см. выше) были также направлены на сокращения. Так Собор в  Agde (506) позволял только Евреям (в отношении которых требовалось особая осторожность) принимать крещение после восьми месяцев подготовки, а позже cв. Григорий сократил срок до 40 дней. С другой стороны, продолжительность оглашения должна была удлиняться, и оглашенный должен был сводиться к званию audientes (зрителю), если он был виновен в серьезном преступлении (5-й канон Неокесарийского собора, 14-й канон Никейского  I Вселенского собора). Что кажется необычным нашему современному сознанию, так это то, что оглашенные сами откладывали свое крещение на многие годы, иногда даже до их последней болезни. Константин Великий, пример такой крайней отсрочки. Свт. Амвросий Медиоланский, свт. Василий Великий, свт. Григорий Назианзин и свт. Иоанн Златоуст не были крещены, пока они не достигли 30 лет. Одним из обсуждаемых вопросов была судьба тех, кто умер на этой стадии. Как мы видим, они выглядели как Христиане, но не принадлежали к «верующим», потому что очищение воды крещения не возливались на их души. Св. Григорий описывает свой страх во время шторма в море как бы не быть взятым из мира сего некрещенным.[4] Тем не менее, свт. Амвросий Медиоланский не сомневается во спасении Валентиана Младшего, который просил о крещении, но умер до того как святой смог прийти к нему.[5] Отсюда обычное учение, что недостаток крещения должен быть возмещен желанием принять крещение. Это было особенно оправданно по отношению к тем, кто был на последней стадии и ближайшей подготовки, описанной уже. По полному этому вопросу смотрите Franzelin, "De Ecclesia" (Rome, 1887), 414 sqq.

 

3)      Когда оглашенные заканчивали этот уровень подготовки и испытания, их имена вписывались среди competens, то есть стремящихся быть крещенными. Греки называли их φωτιζόμενοι, т.е «просвещаемыми». Это, вероятно, означало, что они просвещались в тайне веры или, более вероятно, что они были крещены, для греков обычно было говорить о крещении как о «свете» (Евр.6:4; 10:32). На этом продолжительном уровне они иногда назывались fideles, находясь в ожидании. Великий Пост был временем, когда  трехступенчатая подготовка – поучительная, аскетическая и литургическая – начиналась. Аскетическая подготовка была строгой. Проситель и постящийся, естественно, являлись частью этого, но competens призывались как можно дольше оставаться в молчании, если они женились, соблюдать целомудрие. Исповедь также предписывалась (Tertullian, "De Bapt.", xx, P.L. I, 1222 цитирует Матфея 3:6 « они крестились, исповедуя свои грехи»). Инструкции, предоставляемые в это время, описываются в статье Христианская Доктрина, где есть сообщение  (мнение) Св. Кирилла об "catecheses", т.е. оглашаемых..

Обряды, связанные с этим уровнем были тщательно разработаны. Значительная часть из них осталась в первой части чина Крещения, а также есть следы и в Великопостных Службах, особенно служба Среды четвертой недели. Собрания назывались "scrutinies" (испытующие) (проверка и представление кандидатов) по количеству их было 7. На первом испытании кандидаты вписывали свои имена. После молитвы на службе и перед уроками, над ними совершалось чтение заклинаний. Это происходило над всеми испытующими, за исключением последних. Заклинатели и затем священник ознаменовывали их крестом, и возлагал на них руки. Интересно знать, что слова, используемые сейчас в крещении "Ergo, maledicte diabole", и так далее принадлежали к заклинанию, а слова "Aeternam ac justissimam pietatem" и т.д. принадлежали к возложению рук. Третье испытание было торжественного характера, где кандидаты получали Евангелие, Символ Веры и Отче Наш. Каждый из них сопровождался небольшим толкованием. Например, блаж. Августин оставил 4 проповеди "De Oratione Domenica ad competentes" (P.L., XXXVIII, 377 sqq.) и 3 на произнесение Символа Веры. В нашем настоящем служебнике службы на Среду четвертой недели Великого Поста есть урок в добавление к обычному посланию или скорее просто урок. Пример (модель) взят из 36 главы Иезекииля последние из 50-й Исайи, а оба ( вместе с the  Introit и двумя Graduals и Евангелия, исцеление человека, рожденного слепым, Иоанн 9) имеет очевидное обращение к «великому испытанию». Седьмое испытание случалось на Святую Субботу, отдельно от Службы, так как действительно формально в тот день не было литургии. Священник сам вел церемонию заклинания the Ephphetha (Марк 7). Затем следовало помазание груди  и спины. Испытуемые трижды произносили отречение от Сатаны и произносили Символ Веры. Действительное посвящение (крещение, миропомазание-конфирмация, причастие) происходило в Пасхальную Службу, на которой неофиты присутствовали  в первый раз, прибывая, не будучи еще верующими. Но до Воскресенья после Пасхи они считались «младенцами» получая дальнейшие наставления, особенно относительно причащения святых Тайн Христовых, которое позже даровалось им. (см. Христианскую Доктрину). В конце концов, на Воскресение Фомы, когда Introit службы говорит о «новорожденных младенцах» (1.Петр 2:2), они снимали с себя белые одежды, и с этого времени считались обычными «верующими».

 

 

Источник: Catholic Encyclopedia on CDRom, Catechumen

©Перевод для «Православного Апологета» выполнил кандидат педагогических наук Захаров А.



[1]    quis catechumenus, quis fidelis incertum est; pariter adeunt, pariter audiunt, pariter orant

[2]    ante sunt perfecti catechumeni quam edocti.--"De Praeser."xli, P.L., II, 56

[3]    Euseb., Hist., Eccl., VI, iii

[4]    Carmen de Vita Sua, 324, sqq., P.G. XXXVII, 994

[5]    "De Obitu Valentini.", n. 51, P.L. XVI, 1374



Подписка на новости

Последние обновления

События